Жизненный сценарий можно изменить

Автор: | 11.09.2014

Жизненный сценарий можно изменить
Rate this post

Жизненный сценарий можно изменитьВ гостях у сказки

У каждого человека есть сказка, которая в детстве произвела на него самое сильное впечатление.

Но часто, если спросить человека, какая сказка ему особенно запомнилась, он теряется: “Да я не знаю”, “Не помню”, “Наверное, какой-то конкретной нет” или “Много разных” и т.д.

Как правило, чтобы “разобрать” эти завалы в памяти, требуется специальный разговор, тогда человек вдруг отчетливо вспоминает, что, будучи ребенком, буквально донимал родителей просьбами почитать одну и ту же сказку, или ставил одну и ту же пластинку, заезженную до хрипоты, или же постоянно разглядывал в любимой книжке какую-то картинку.

К 6-ти годам практически каждый ребенок на подсознательном уровне уже «знает» какой сценарий ему подходит. Как правило, он уже слышал сказку, в которой узнал себя.

Кстати, истории, придуманные родителями, имеют гораздо большее влияние, т.к. описывают самого ребенка и его близких, что не всегда хорошо.

На самом деле сказочные герои, сюжеты, представления оказывают очень большое влияние на дальнейшую жизнь человека. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Та или иная сказка порой производит столь сильное впечатление (причем не обязательно положительное, главное, чтобы сказка эмоционально волновала), что человек неосознанно идентифицирует себя со сказочным героем, ставит себя на его место и переживает события его волшебной жизни.

Но почему так влияет именно сказка?

Может быть, потому, что в нее ребенок всегда мог спрятаться. Это то, к чему было разрешено постоянно возвращаться: ее можно было перечитывать, много раз слушать, активно ее вызывая. Дальше жизнь пойдет во взаимном поиске героев, исполняющих роли из этой сказки. Красная Шапочка встретит своего волка, а Принцесса — Принца. Манера поведения будет одинаковой и на больших временных отрезках, и в повседневных мелочах.

Таким образом, обнаружив сценарную сказку, нередко можно определить своеобразную программу, по которой живет взрослый человек, так как часто сказка становится эмоциональным пусковым механизмом будущей жизни.

Существует множество жизненных сценариев, в основе которых можно разглядеть известные, хорошо знакомые с детства сказки. Причем подсознательная “опора” на сказочные сюжеты или героев может как помогать человеку в жизни, так и мешать.

К примеру, Колобок — человек, начинающий какое-то дело, но не способный ничего доводить до конца, — ему становится скучно, и он “катится” дальше. Посмотрите у такого “колобка” резюме – одной страницы не хватит. Он сменил кучу организаций и лихо рассказывает, что его не устроило там-то и там-то. Хорошо, если вам нужен помощник, чтобы например, раскрутить проект с нуля, пусть потом “катится”, скатертью дорога. Но ведь может случиться, что вам требуется стабильность, и тогда “колобок” нанесет серьезный урон.

Еще важное значение имеет момент сказочной истории на котором произошла фиксация. Например, сказка “Гадкий утенок” в качестве сценарной может иметь разные последствия. Если девушка “застряла” на сценах отвержения и ощущения собственной чужеродности, то в жизни у нее постоянно будут происходить столкновения с социумом, она не сможет попасть в ногу с окружением. Эдакий “гадкий утенок”, которого все постоянно клюют. Причем позитивной развязки данный жизненный сценарий не предполагает, пока не «отыграется» по полной.

Но, эта же сказка становилась сценарием людей, добившихся в жизни больших успехов. Это люди, которых больше всего поразил момент превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. В детстве это были ребята, над которыми вечно насмехались, не принимали в игры, дразнили. Кто-то был слишком толстый, кто-то худой, третий страдал заиканием… Однако в реальной жизни это уверенные в себе, успешные люди, причем они ждали этого жизненного триумфа, всегда в него верили.

В качестве примера рассмотрим популярную сказку «Золушка». Если вы смотрели фильм, сопереживали вместе с героиней, и поражались стервозному коварству бесподобной Раневской-мачехи и тупости ее дочек, да все это эмоционально отыгрывали, то можно вас поздравить: вы слизали сценарий. Здесь возможны разные варианты акцентирования:

Золушка 1 (Замарашка во Дворцах): как правило такой Золушке присуще следующее: сидит лохматая, джинсы драные, с плюшкой в зубах – на фигурку плевать, в неметеном дому! И думает: что это я прям сейчас украшаться буду? Вот найдется принц, тогда и причесочку сделаю, и приберусь, и похудею. Это ее поговорка любимая: «полюбите нас серенькими, а беленькими нас всяк полюбит!»

Золушка 2 (суперприз для Принца): для нее сначала нужно обеспечить себе «нормальное» приданное, причем, нормой является суперприданное – никак не ниже! То бишь карета золотая, а никак не серебряная, и лошадку одну – негоже, необходимо 6, а лучше 8, и платье самолучшее, и туфельки непременно хрустальные! В реальности это звучит примерно так: Мне нужна квартира, машина, полный гардероб, карьерный рост, приличная зарплата, а потом и замуж можно, потом от меня ни один принц не откажется!

Оно бы все ничего, если б это только сказка была, в сказке до свадьбы довели дело – и счастливый конец наступает.

Но вот как такой сценарий проявится в жизни?

Золушка 1 замуж долго не выйдет. А если и выйдет, то совсем не за Принца — за Золотаря скорее всего, который принцем прикинется, то есть предъявит «золото» — любое, что блестит. Вот на этот блеск и поведется Золушка. И очень скоро обнаружит, что «золото» Золотаря – это совсем неаппетитно. А Золушка 2 — она уже все сделала, и за себя и за мужа, — все добыла. Теперь муж придет и на теплое место — на шею — а куда же еще? Либо не придет – Золушка 2 не пустит. Добра нажитого жалко станет и скажет: «ишь ты, на все готовенькое захотел!» А если и пустит, то попреки сплошные — тут она Мачехину роль проиграет как по нотам.

Не все сценарии плохи.

И даже многие очень не плохи, можно прямо сказать – хороши! Вот, например: Иванушка-дурачок: за какое дело ни возьмется – оно у него в руках спорится, да куча помощников возникает ниоткуда, да обстоятельства так складываются вроде как сами собой. И делает он — заметьте — всегда то, что ему НРАВИТСЯ делать, либо тем способом, какой ОН ВЫБИРАЕТ, даже если это конюшни чистить, либо Кощею башку рубить. И кто Иванушку в жизни разыгрывает, тот вроде как и делать ничего не собирался особенного, да дурачком прикинулся, фигню изобразил какую-то типа подвиг, а уже – глянь: в царских покоях обретается на правах хозяина, и ордена-короны ему несут, а он выбирает покрасивее да чтоб яхонты покрупнее.

Часто в сказочной истории запоминается даже не эпизод, а какая-то яркая деталь.

Например, двум людям в детстве нравилась одна и та же сказка, где Иван-царевич борется со Змеем Горынычем. И тот, и другой достаточно успешны. Но у одного в памяти запечатлелось, что он рубит одну голову за другой, а на месте отрубленных вырастают новые. Так и в жизни он расправляется с проблемами, которые у него возникают: быстро принимает решения, буквально “рубит” проблему. У него нет ни малейшего сомнения в том, что в итоге он победит, он по жизни боец, но реально ему постоянно приходится решать одну проблему за другой. А другой, сталкиваясь с проблемами, пытается их решать не в прямой борьбе, “отрубая голову”, а находя какие-то компромиссы, используя контакты, связи и т.п. И делает это тоже достаточно успешно. Так вот он прекрасно помнит, что в сказке у Змея Горыныча был палец, который надо было отрубить, и тогда голова сама отваливалась.

Практически в любой сказке всегда существует оппозиция

– например, Волк и Лиса, Волк и Заяц, Лиса Алиса, Кот Базилио и Буратино и т.д. И особенно интересно, когда встречаются два человека, “любители” одной и той же сказки – “Волк” и “Заяц”, “Буратино” и “Карабас Барабас” или “Буратино” и “Мальвина”. Они подойдут друг к другу, как ключ к замку, будут проигрывать один и тот же сценарий, особенно если им запомнился одинаковый эпизод.

Возникает резонный вопрос: а зачем нам копаться в своих детских воспоминаниях и извлекать их на свет Божий?

А затем, что жизненный сценарий можно изменить, и сделать это никогда не поздно.

Возьмите ручку и лист бумаги. Напишите сказку о своей жизни, т.е вашу биографию, не упустив ни одного события. Напоминает когда-то услышанную историю? Чью роль играете вы? Если не «победителя», подумайте, как именно изменить свое поведение, чтобы добиться большего. А теперь напишите финал истории, где ваш герой получает все желаемое. Обратите внимание на старость. Пусть она проходит в собственном богатом доме, в окружении любящей семьи. Именно осознание счастливого финала поможет вам выбирать правильные шаги в жизни. Перечитайте получившуюся историю. Если теперь жизненный сценарий ведет к успеху, вы почувствуете умиротворение и спокойствие.

Подготовьте платформу для новой жизни уже сейчас, и пусть все будет, как в прекрасной сказке!

Статью подготовила Лариса Васильева, психолог клуба «Авега»

___________________

Также по теме:

Сказка о кошке Тёмочке

Сказки Шахерезады

Тайна мужской и женской природы

Руководство для желающих выйти замуж

Аптечка скорой помощи (применять от душевных ран)

Как развить самоуважение?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *