Питание детей до года, введение прикорма

Автор: | 30.04.2013

Питание детей до года, введение прикорма
Rate this post

когда лучше начинать прикорм ребенкаНе могу не познакомить Вас со статьей Сергея Доброздравина об основных принципах питания малышей до года.

На мой взгляд, статья необыкновенно полно

  • раскрывает все тонкости механизма пищеварительной системы малышей и
  • объясняет, в каком возрасте должен происходить переход на твердую пищу

 

Питание ребенка. Чем кормить малыша

 

Мне часто задают вопрос: «Чем нужно кормить ребенка, что должно составлять его основной рацион и когда его нужно переводить с грудного молока или со смеси, если он искусственник, на твердую пищу?» Давайте разберемся по-порядку.

В данный момент в мире имеется огромное количество книг, статей и различной информации о том, что самым лучшим из всех возможных способов кормления детей как минимум до года было и остаётся ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ. Поэтому мы не будем долго останавливаться на этом вопросе. Скажем только, что именно грудное вскармливание, или как его сокращённо называют ГВ, является самым лучшим питанием для малышей. В материнском молоке природа собрала все необходимые для роста и своевременного развития малыша вещества. Набор этих веществ не только весьма разнообразен, но и индивидуален для каждого ребёнка в отдельности.

Давно известно, что для усвоения одних витаминов, необходимы другие. В свою очередь эти другие, нейтрализуют действие третьих и т.д. Это очень сложный механизм, и современная наука до сих пор не нашла способа идеально сбалансировать все необходимые вещества в каком либо одном витаминном комплексе. В грудном молоке есть абсолютно все вещества, необходимые для роста ребёнка, причём они находятся в идеально сбалансированных пропорциях. Для нормального роста малышу необходимо получать все эти вещества именно в этом балансе. Об этом пишут даже производители детского питания на упаковках с искусственными смесями. Однако, если по каким-то причинам грудное вскармливание невозможно, например мастит, после которого многие мамы прекращают грудное вскармливание, то смесь остаётся единственным вариантом кормления, максимально, насколько это возможно, способствующим росту малыша. У меня есть масса знакомых детей-искусственников – абсолютно нормальные, весёлые малыши.

На этом оставим описание положительных сторон грудного вскармливания, они всем и так ясны, и перейдём к описанию процессов пищеварения ребёнка в первые два года жизни.

Для начала давайте рассмотрим, как работает механизм перехода с жидкого молока на твёрдую пищу.

Родившись, ребёнок способен переваривать только молоко. Затем, спустя какое-то время, желудочно-кишечный тракт малыша, становится способен переваривать более твердую пищу, а ещё спустя какое-то время, желудочно-кишечный тракт готов полностью переключиться на твёрдое питание.

А теперь давайте рассмотрим более подробно, как эти процессы протекают, и сколько на самом деле времени занимает полный переход с грудного молока на «взрослую» пищу.

Примерно в возрасте 4-6 месяцев, малыш начинает проявлять интерес к тому, что окружающие его люди, особенно родители, кладут в рот. Ему становится интересно, он тянет ручки, просит дать ему то же самое. Получив в руки то, что ели мама или папа, он сразу тянет это в рот. В этот момент у него может ещё не быть зубов, но вкусовые рецепторы у него уже работают и он реагирует на вкус, что бывает видно по его мимике, которая хорошо видна, особенно когда он пробует кислые продукты, такие как мандарины или киви, и хоть иногда малыш на всё реагирует как на кислый вкус, вкусы он различает.

Он запоминает вкусы различных продуктов и будет реагировать на них в будущем. Например, если ему понравится вкус сладкой дыни или сочного, спелого персика, при виде этих фруктов в дальнейшем, он может тянуться к ним и просить дать их ему. Получив, он будет их рассасывать, иногда проглатывая большое количество сока и мякоти.

В этот момент многие родители решают, что ребёнок готов к переводу на твёрдую пищу и начинают давать прикорм. Однако, на самом деле, в этот момент желудочно-кишечный тракт ребёнка ещё не готов к перевариванию твёрдой пищи. Ему приходится преждевременно, насильно перестраиваться на новый рацион, что является для него фактором, нарушающим правильную, естественную работу.

То, что ребёнок пробует в это время, несёт функцию исключительно ознакомления. Во-первых, со вкусами, во-вторых, частички пищи, попадающие внутрь, знакомят ЖКТ с едой, для переваривания которой, ему необходимо вырабатывать новые для себя вещества. Так же, нужно учитывать, что ЖКТ выполняет механические действия и сокращается подобно мышцам, проталкивая пищу из желудка сперва в тонкий, а затем в толстый кишечник и после этого к анусу. Эта способность тренируется постепенно. Попытки ускорить все эти процессы приводят к нарушению естественного развития внутренних органов малыша, о чём часто свидетельствуют ухудшение в самочувствии, температура, рвота, понос, аллергические реакции и т.д.

Возникает вопрос:

когда в таком случае ЖКТ ребёнка будет готов к переходу и как об этом узнать?

Желудок ребёнка будет готов к переходу тогда, когда будет в состоянии переваривать твёрдую пищу. Узнать о готовности ЖКТ к данному процессу, можно взглянув на каловые массы ребёнка. Если мы увидим частички твёрдой пищи, такие как фрагменты фруктов, ягод, волокна например, то мы смело можем верить своим глазам, и делать вывод, что они не переварены, а значит ЖКТ к перевариванию ещё не готов, и данная пища по-прежнему выполняет всего лишь ознакомительную функцию, т.е. является исключительно педагогическим прикормом. Основной проблемой в этот момент является то, что многие родители перетирают различную еду в кашки и пюре. На выходе получается однородная масса, в которой сложно найти какие-либо фрагменты. Но они в ней все же присутствуют в не переваренном состоянии. Получается, что этими пюрешками и кашками мы опять ускоряем процесс развития ЖКТ ребёнка, что никак не может сказаться положительно на его организме. А удостовериться в нормальной или не нормальной работе ЖКТ ребёнка мы не можем, т.к. вся пища ещё на входе имеет такую же консистенцию, как и на выходе.

Пагубное воздействие преждевременного прикорма не всегда сказывается сразу же. Последствия нарушения данного процесса могут сказаться и спустя несколько лет. Хотя, в большинстве случаев, можно наблюдать различные отклонения практически сразу, например аллергию или непереносимость некоторых продуктов. Нередки и тяжелые последствия. Не так давно стал известен случай, когда в Европе, родители кормили маленькую дочь исключительно свежевыжатыми соками, что привело к истощению и смерти ребёнка. Малышке не было и года. Её ЖКТ не был готов к такому питанию, в результате, организм не мог получить из этой еды ценных веществ.

Таким образом, для того, что бы понять насколько готов ЖКТ малыша ко «взрослой» пище, во-первых, не нужно эту пищу перетирать. Во-вторых, нужно следить за тем, насколько он наедается твёрдой пищей и насколько он сам сокращает количество и время грудных кормлений. В организме человека заложены программы развития, которые включаются и начинают работать самостоятельно и постепенно. Науке до сих пор не известны все механизмы, которые работают внутри нас, более того, нам известна лишь малая часть. Так не проще дать возможность работать этим механизмам так, как задумано природой и не вмешиваться в них, нарушая течение сложнейших процессов? Мы сами, как прискорбно это ни звучало бы, создаём многие проблемы для наших детей, которые затем выливаются в серьёзные болезни. Причём самое обидное, что мы все нормальные люди, мы хотим своим детям только самое лучшее. Мы хотим, что бы они всегда оставались здоровыми, умными, весёлыми и счастливыми. Всё что мы делаем, мы делаем только из лучших побуждений и от чистого сердца. Но часто из-за недостаточных знаний в тех или иных областях, мы неосознанно сами наносим вред своим малышам.

Перевод на твёрдую пищу, прикорм – это один из первых очень серьёзных шагов в жизни маленького человека. От того, насколько он был своевременен, зависит его развитие и здоровье. Если перевод был преждевременным, то получается что веществ, необходимых для развития мышц, костей, различных систем, таких как эндокринная или иммунная, и конечно же, мозга было недостаточно. Если организм малыша ещё пока настроен на получение этих веществ из материнского молока, а ему их предлагают в совершенно другом виде, в том, в котором он ещё пока не способен их усвоить, то он их просто недополучит.

Взгляните на остальных представителей отряда млекопитающие. Разве они дают детям прикорм? Разве они перетирают своим малышам еду? Взглянуть даже на наших кошек и собак: кто-нибудь видел, как мать пережёвывает пищу для своих детёнышей? Человек относится к семейству «гоминиды», ни один из остальных представителей данного семейства не кормит своих детенышей пережёванной пищей. Бывают исключения, крайние ситуации и т.д., но мы-то говорим о нормальной жизни. Так вот в нормальной жизни никто прикорм не даёт. А мы зачем это делаем?

Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове, на котором ни миксера, ни блендера нет. Вы будете пережевывать или отрыгивать пищу вашему малышу, или будете кормить его грудью? Ответ очевиден, конечно же, грудью. Почему же тогда в современной жизни мы поступаем так не логично?

Все малыши в природе начинают питаться самостоятельно тогда, когда они начинают утолять твёрдой пищей голод, поэтому количество прикладываний плавно сокращается. Маленький человек переходит на «взрослую» пищу точно так же. Он постепенно начинает насыщаться ею всё больше и больше, и необходимость в утолении голода с помощью мамы постепенно отпадает. Таким образом, он плавно переключается с одного источника питательных веществ на другой. При этом все процессы в его организме протекают так, как и было задумано природой. Преждевременный прикорм грубо вмешивается в эти процессы, нарушая их, а значит, нарушая нормальный ход развития ребёнка.

И всё-таки остаётся вопрос, когда же ребёнок будет готов к переходу на самостоятельное питание? Мы разобрались в том, что это происходит в тот момент, когда его ЖКТ становиться способен переварить твёрдую пищу. А в каком возрасте это происходит?

В желудке процесс переваривания пищи на самом деле продолжается. Начинается же он раньше, во рту. Во рту мы пережёвываем пищу, смешивая её со слюной, которая и запускает процесс расщепления пищи, в желудке этот процесс продолжается до тех пор, пока пища не смешается с необходимым количеством различных ферментов, после чего, она отправляется в кишечник, в котором процесс переваривания заканчивается. Многие считают, что желудок выполняет функцию «перемалывателя» пищи. На самом же деле, это не так. Желудок представляет из себя эластичный мешок, который ничего не перемалывает и даже не перемешивает. Пища, попадая в него, смешивается с желудочным соком, доходит до состояния, в котором кишечник сможет её принять, и отправляется дальше. На всём этапе, механическая переработка пищи происходит только во рту. И для этой переработки ребёнку в первую очередь необходимы ЗУБЫ. Только после того, как зубами мы разжевали твердую пищу, такую как яблоко или морковь, желудок может её нормально переварить. Только после того, как у малышей в дикой природе появляются зубы, они могут самостоятельно питаться. То же самое происходит у человека.

Ответ на вопрос «когда же ребёнок будет готов к переходу на самостоятельное питание?» – тогда, когда у него вылезут жевательные зубы. Только после того, как он будет в состоянии разжевать твёрдую пищу самостоятельно, его ЖКТ окончательно настроится на её приём. Оно и понятно, как может ЖКТ быть готов к твёрдой пище, если ему надо с ней познакомиться для начала, а он этого не может сделать в полной мере, потому как ребёнку эту пищу пережевать нечем. Именно поэтому до момента появления жевательных зубов, в каловых массах будут присутствовать частички твёрдой пищи. Вскоре после появления жевательных зубов, эти частички начнут пропадать, что и будет свидетельствовать о готовности ЖКТ к переходу.

Этот момент наступает примерно в ДВА ГОДА. До этого момента самым лучшим питанием для ребёнка остаётся грудное молоко. Питаясь материнским молоком минимум до двух лет, ребёнок получает все необходимые для роста и развития вещества, в нужных количествах, в идеальном балансе и в нужный момент.

А вы задумывались, почему первые зубы называются «молочными»? Первым их так назвал Гиппократ. Он объяснил это название тем, что эти зубы сделаны из материнского молока (впрочем, как и весь ребёнок), т.к. в период их роста ребёнок питается именно молоком матери, а период этот длится как минимум два года. Получается, что во времена Гиппократа мамы кормили своих детей молоком не менее двух лет.

Многие детские педиатры рекомендуют продолжать кормление грудью до двух лет. В мире сотни различных организаций, поддерживающих ГВ и естественное развитие ребёнка, говорят о том же. Да и в истории много раз этот возраст встречается. В частности в наших русских деревнях детей кормили до двух лет это минимум, а то и до пяти и до семи лет подкармливали. Понятно, что в таком возрасте ребёнок уже давно в состоянии питаться самостоятельно, однако из молока матери он продолжает черпать вещества, усиливающие его иммунную систему.  А для матери это не составляло труда, если у неё на руках был следующий малыш, которого она и так молоком кормила.

Так что соблюдение этого срока присутствовало всегда, до сих пор рекомендуется врачами и остаётся очень важным для здоровья и правильного развития ребёнка. Причина вам теперь известна. Она заключается в том, что ЖКТ ребёнка до двух лет не способен полноценно переваривать твёрдую пищу.

Итак, давайте подведём итог,

как же должен выглядеть естественный переход ребёнка с молока на твёрдую пищу:

• Ребёнок сам проявит интерес к «взрослой» пище, не надо его насильно кормить пюрешками и кашками. Это происходит примерно в 4-6 месяцев.

• До возраста 2-х лет, ЖКТ ребёнка постепенно перестраивается на твёрдую пищу, поэтому в этот период основной пищей малыша остаётся материнское молоко, а взрослая еда является дополнением, которое очень слабо насыщает ребёнка, но обязательно должно присутствовать в его рационе в качестве педагогического прикорма.

• Пищу необходимо давать в естественном виде, не стоит перетирать её в кашки, т.к. в целом виде, малыш съест столько, сколько сможет, не больше. В перетёртом же виде он сможет съесть намного больше, что может привести к расстройствам, аллергиям, диареям и т.д.

• В этот период малыш сам контролирует количество кормлений грудью, в зависимости от степени насыщения твёрдой пищей, постепенно сокращая их.

• Примерно к двум годам малыш становиться способен питаться твердой пищей.

Если же произвести преждевременный перевод на «взрослую» пищу, организм ребёнка, конечно же, перестроится, но эта перестройка будет неестественной, резкой, насильственной и будет являться для организма стрессом. Организм перестроится для того, чтобы не погибнуть, а разве такого развития мы желаем нашим детям?

Давайте доверимся тем программам, которые в наших малышей заложила природа. Она мудра, а наши действия часто противоречат её замыслам. Всех нас она задумывала здоровыми, что бы в этом удостовериться, достаточно взглянуть на диких животных, не знающих наших современных болезней. Внося коррективы в её замыслы, мы нарушаем те биологические программы, которые она в нас заложила. Результат этого – болезни.

Следуя же её задумкам, мы достигнем того, к чему стремимся всей душой –ВЫРАСТИМ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ. Ведь именно здоровье и правильное развитие для них являются самой важной задачей в их возрасте. И именно это и будет основой их долгой и счастливой жизни.

 

С. Доброздравин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *